Панорама села Арадерих

 

 

 

 

БацIцIадаб гьава цIазе

ЦIорораб  лъим гьекъезе

Къварилъи свак чучизе

РачIа Гьарадерихъе

Нужой гIатIидаб каву

Кидаго рагьун буго

Берцинаб тIалъиялде

РачIа  Гьарадерихъе.

Эти строки из народной поэзии сельчан больше всего подходят для характеристики жителей нашего аула.

Арадерих – старинное аварское село расположенное на стыке Гумбетовского, Хунзахского и Унцукульского районов горной Аварии. Собственно Арадерих состоит из трёх сёл : Арадерих, Колоб, Инцла которые раскинулись у подножья горы ТIох-мегIер (Тура-меэр), на высоте без малого 2000 метров над уровнем моря. Официальное название сёл: Верхний А. Нижний А. и Средний Арадерих. Административный центр  находится  в с. Средний Арадерих. Главой муниципального образования “Сельсовет Арадерихский”, в которое входят ещё два прикутанных  хозяйства, Кучкар и Шпренгель, является Алиасхаб Османов.

Из села открывается неповторимый вид на многочисленные населённые пункты Хунзахского, Гумбетовского, Ботлихского, Ахвахского, Цумадинского и Цунтинского районов Дагестана. Все три населённых пункта расположены на очень удобном во всех отношениях месте. Умеренные климатические условия, большое количество солнечных дней в году выгодно влияют на развитие сельскохозяйственного производства, которое было и остаётся основным занятием местных жителей. Старожилы рассказывают, что в голодные сороковые в село тянулись многочисленные люди с окрестных селений для обмена различных товаров на продукты питания. Благо, что из за хороших урожаев сельчане всегда имели излишки продовольствия. Говорят, что из за этого в те годы наше село называли “Маленькая Чечня”.

История села уходит корнями в глубокую старину, однако ещё слабо изучена историками и археологами. Хотя нет достоверной информации о том как и кем было основано село, но всё же в местном фольклоре существуют устойчивые версии об этом. По одной из версий наше село основано тремя братьями, которые построили свои жилища в трёх разных местах и в соответствии со своими занятиями. Первый брат построил  жильё в Верхнем Арадерихе так как он был пастухом и местность там очень благоприятная для животноводства. Второй расположился на широких плодородных полях Среднего Арадериха, так как был землепашцем, а третий был охотник и выбрал место рядом с лесом в Нижнем Арадерихе. За, подтверждение этой версии говорит тот факт, что и сегодня в этих трёх сёлах у жителей лучше всего получается именно та работа которой занимались отцы основатели их сёл, т.е охота в Нижнем, земледелие в Среднем и скотоводство в Верхнем Арадерихе. Благодаря обнаруженным на кладбище надгробным плитам, датированным 1539 годом, можно с большой достоверностью утверждать, что село уже существовало к началу 15 века. В разное время в селе были обнаружены, христианские и даже языческие захоронения. Не так давно на горе ТIох мегIер (Турамеэр) близ села, обнаружены останки строений,  относящиеся к бронзовому веку. Археологическими раскопками и датировкой этих исторических объектов к концу года планируют заняться специалисты из ДНЦ РАН.

По утверждению местных старожилов одним из отцов основателей, т.е пятым жителем старинного аварского села Чиркей был выходец из Арадериха по имени Жанмирза. Ещё задолго до затопления старого Чиркея там находился квартал, который местные жители называли Гьарадерихъазул авал (арадерихский квартал). В современном Чиркее, потомками Хамира сына Жанмирзы и Зухры считаются представители таких тухумов как ХIусенилал, Абайилал, ГIумарилал, Шагьидаласулал, Абунадирилал. Исходя из этого исторического факта можно с большой долей вероятности утверждать что наше село существовало задолго до основания Чиркея, одного из старейших сёл Дагестана .

Арадерихцы как часть аварского общества.

В конце 19 в начале 20 веков село не представляло из себя ничего особенного, обычный горный аул каких сотни в Дагестане, если конечно не считать его стратегического господствующего положения , что не оставалось без внимания в то смутное время. Так во время Кавказской войны Имам Шамиль со своими мюридами стоял лагерем на горе ТIох-мегIэр и даже намеревался сделать его крепостью, но по ряду причин должен был отказаться от этого. Отсутствие на горе воды,подверженность этого места частым ударам молний итд видимо стали причиной его отказа от этой идеи. Исходя из этого же фактора, выгодного стратегического положения, в годы Гражданской войны , части 11й  РКК Армии так же не раз старались овладеть нашим селом. Несмотря на упорное сопротивление сельчан, после нескольких неравных и кровопролитных боёв им всё же удалось это сделать.

Надо так же отметить, что несмотря на отдалённость села от тогдашних культурных центров, в селе было немало учёных алимов, искусных ремесленников, успешных лекарей, самодеятельных композиторов и певцов. Многие из них могли свободно говорить и писать по-арабски и были известны далеко за пределами Аварского округа. Так в переписи населения села от 1886 года указывается что арабским языком владеют: Чаландар сын Алимирзы,Гусен сын Чаландара, Исмаил сын Сулеймана,Муртазали сын Испаги и др.В более ранних источниках,от 1699 года упоминается дибир Закарика Арадирихский. В селе при мечети постоянно действовало медресе в котором обучались от 20 до 30 учеников, как из местных, так и из других населённых пунктов. Ученики жили и учились за счёт благотворительности сельчан.  Арадерихцы очень гостеприимные, трудолюбивые, добродушные и вместе с тем мужественные люди впрочем, как и все горцы. Выходцы из села внесли свой вклад почти во все значимые для Дагестанского народа события 20 века. Сельчане становились участниками военных действий   разных лет, участвовали в принятии значимых исторических решений. Служили отечеству,занимались научной работой, развивали фольклор и т.д. О некоторых из них подробнее будет изложено ниже.

В годы советской власти Арадерих так же разделил судьбу многих  аварских сёл. Было и раскулачивание и насильная коллективизация в 36м и принудительное переселение в Чечню в 44м. Были бесконечные похоронки с фронтов Великой Отечественной. Была радость победы и доблестный труд крестьян на восстановление разрушенной экономики страны. Были, конечно же и хорошие моменты связанные с приобщением к благам цивилизации. Это первая автомобильная дорога, построенная сельчанами с помощью кирки и лопаты, первая машина которую привёл по этой дороге наш сельчанин  Гаджимагомед. Зажжение “лампочки Ильича”, первые радио точки, строительство клуба и школы, первый телевизор экраном с блюдце в доме Зубаира и многое многое  другое. Но неизменным всегда остаётся чистый воздух, кристальные родники, величественный ТIох-мегIер и люди, прекрасные люди с открытой душой и мужественными сердцами – мои земляки Арадерихцы.

Участники Кавказской войны.

Как и многие горцы, Арадерихцы принимали активное участие в Кавказской войне на стороне Имама, за веру и против царизма. История сохранила для нас несколько имён героев участников тех событий. Уцав Арадерихский – мюрид Шамиля, до последней капли крови оборонял Ахульго, пал смертью шахида при очередном штурме царскими войсками. Нурали Арадерихский –  наиб Шатоя, в последствии наиб Ауха отважный воин и мюрид. Умер от холеры и похоронен в селе. Муртазали сын Нурали – мюрид, участник обороны Ахульго и Шатоя. Впоследствии наиб Арадериха. Об отваге и мужестве этих двоих говорит тот факт, что среди восьми человек,  которых Имам Шамиль оставил при себе после того как покинул Ахульго, двое были Арадерихцы Нурали и Муртазали. Ещё интересен тот факт что наибом Ауха (ТIад буртиял), Шамиль назначил Нурали, после того как наиб Хаджимурад был снят с этой должности. Муху Арадерихский – мюрид Шамиля, стойко и бесстрашно защищал Ахульго, (в последствии был назначен имамом мечети в одно Шатоевское селение) В этом ему помогала и его сестра Чакар. Она перевязывала раны мюридам, чинила и стирала их одежду, готовила нехитрую пищу. Участник обороны Ахульго - Осман  пал смертью шахида  в битве у села Чох. Похоронен там же. Его сын Шайхамир был первым из села, кто принял тарикат у Абдурахмана Сугури. Ису ( Юсуп) – 13 летний юноша, воевал вместе с взрослыми мюридами. Он был последним мужчиной в своём роду. Узнав об этом Имам Шамиль отправил его в отдалённое село на обучение к муалиму, дабы не прекратился его славный род. Лабазан – бесстрашный воин ислама. Бросался везде где разгоралось жестокое сражение ( Рагъул кур боркьаншинаб бакIалда вихьулин Лабазанилан абун буго Шамлица), после этого его стали называть Куралабазан. Исайил Муртазали так же воевал вместе с Имамом. Впоследствии был назначен кадием в Арадерих а потом и кадием Хунзаха. Аймесей из Арадериха – участница обороны Ахульго. С огромным риском и трудом снабжала водой оборонявшихся. Пули царских солдат несколько раз пробивали её кувшин но закрыв отверстия от пуль рукой она продолжала носить воду. Такими были наши предки. Пусть Аллах примет их  газават.

Участники ВОВ

 Арадерихцы всегда помнили о мужестве и героизме своих славных предков и когда над страной нависла угроза немецко-фашистской оккупации, наше сравнительно маленькое село отправила на фронт 71го из лучших своих сынов. 42 из них не вернулись с фронтов ВОВ, 29 человек геройски отдав свой долг родине возвратились домой. Многие из них награждены боевыми орденами и медалями, некоторые стали инвалидами. Сельчане в мраморе увековечили имена павших:

Айгубов Сайгидгосен

Абулмуслимов Тимирбег

Абдулхалимов Магомед

Абдурахманов Али

Абдулатипов Гассан

Алиев Абдукарим

Алиев Магомед

Алисултанов Ибнухаджар

Арабиев Мугума

Бартиев Абдулхамид

Дибиров Пахрудин

Исаев Сулейман

Омаров Шахбан

Ибрагимов Исрапил

Инусов Осман

Ибрагимов Асадула

Ибрагимов Наби

Лабазанов Абдурахман

Муртазалиев Далгат

Мусаев Абдулвагаб

Магомедов Мала

Мухумаев Зулкипли

Мухумаев Харитун

Махсудов Абакар

Магомедов Гассан

Насибов Рахматула

Насибов Абдулмуталиб

Нурмагомедов Рахматула

Саидов Казанби

Гасанов Исмаил

Гаджиев Омар

Гасанов Алибег

Гаджиев Хизбула

Гаджиев Осман

Гайдарбегов Абдулмуъмин

Госенов Магомед

Гамзалаев Арсанбег

Шайхулисламов Абдулжалил

Шагманов Базарган

Якубов Ибрагим

Якубов Сиражудин

Юсупов Хамутай.

(Аллагьас гьезул мунагьал чураги)

Они вернулись с победой, что бы строить новую жизнь. Создавали семьи, строили дома и дороги, работали на благо села и Дагестана, но годы не щадят людей. Теперь никого из них нет в живых. Но мы помним о них:

Кадиев Кадимагомед

Кадиев Магомед

Абдулхалимов Гусенгаджи

Лабазанов Абдусалам

Исламов Абакар

Абдулатипов Пахрудин

Чаранов Мирза

Пирбудагов Ахмед

Абдулатипов Курбан

Алиев Ахмед

Магомедов Сайпула

Магомедов Абдужалил

Шуайбов Идрис

Саидов Асирудин

Абдуразаков Абдулбасир

Магомедов Юсуп

Муртазалиев Мухтар

Абдулатипов Осман

Бартиев Магомед

Юсупов Амирали

Карамагомедов Хайбула

Мутаев Магомед

Газимагомедов Пайзула

Газиев Магомед

Газиев Бадрудин

Меджидов Гаджи

Дибиров Амирали

Абдуразаков Гусен

Магомедов Алиасхаб.

Их дети и внуки  продолжат славные традиции села.

Участники  военных событий в Венгрии  и Афганистане.

Арадерихцы оказались и участниками исполнения так называемого интернационального долга, впрочем вопрос спорный и пусть Аллах всех рассудит. Правда в том, что сельчане всегда готовы, если потребует Родина поменять рукоятку плуга на рукоятку автомата

. Салихов Магомед Салихович и Алхасов Кайтмаз Алхасович доказали это в Венгрии. Абдулатипов Сайгидали, Магомедов Багавудин, Закарьяев Омархаджи и Насруллаев Увайс доказали это в Афганистане.

Автор: Магомед Абдулхалимов

Поделиться в соц. сетях